Что смотреть на каникулах: 30 фильмов о безумной любви
Часть II
Невероятная правда
THE UNBELIEVABLE TRUTH, 1989
Он изнасиловал и убил сестру моей подруги, застрелил отца, а мать так и не нашли» — этот и другие слухи преследуют только что вышедшего из тюрьмы гениального автомеханика Джоша. Красивая рыжеволосая девушка Одри не снимает темных очков и целыми днями сидит в кафе-библиотеке, курит и ждет принца. Принцем оказывается Джош, который, впрочем, ввиду скромности и ультиматума от начальства сближения боится. У Одри, ко всему прочему, практически решенное будущее: модельная карьера, квартира на Манхэттене, бойфренд-идиот. Как это обычно и бывает (то есть будет — это его первый фильм) у Хартли, всем героям суждено одуматься. Помимо того, что «Правда» — красивое и доброе кино о большой любви, это еще и системообразующий фильм для современного американского романтизма.
Дикие сердцем
WILD AT HEART, 1990
Уголовник Сэйлор в пиджаке из крокодиловой кожи и сексапильная блондинка Лула из буржуазной семьи — во вселенной Дэвида Линча именно так выглядит идеальная пара. Убегая от жестокой матери Лулы (ее играет Дайан Лэдд — она действительно мать Лоры Дерн), любовники мчатся в кабриолете по ночным шоссе в никуда, через безумный хаос дикого сердцем мира. Продравшись через мрачную фантасмагорию американских дорог, Сэйлор и Лула найдут свое счастье: добрая фея Лора Палмер спустится к ним с неба, и на заключительных титрах Николас Кейдж споет Элвиса.
Любовники с Нового моста
LES AMANTS DU PONT-NEUF, 1991
Уличный шпагоглотатель Алекс и полуслепая художница Мишель знакомятся на Новом мосту, закрытом на ремонт и превратившемся в обиталище клошаров. Островок нищеты посередине сияющего огнями Парижа становится сценой, на которой разворачивается мучительная, пронзительная история их любви: на фоне гремят фейерверки в честь двухсотлетия Великой французской революции, а героев кидает из отчаяния в эйфорию, а потом обратно. Не удержавшись на краю, они в конце все-таки сорвутся со своего моста в Сену — но затем вынырнут и на катере уплывут из Парижа, сами не зная куда.
Горькая луна
BITTER MOON, 1992
Молодой британский джентльмен, путешествуя со своей скучной супругой, знакомится с американским писателем-инвалидом Оскаром, занимающим соседнюю каюту в пароходе. Тот начинает рассказывать ему историю своих отношений с женой по имени Мими — историю то ли любви, то ли ненависти. Познакомившись, эти двое начали с ролевых игр в госпожу и раба, но затем обычный БДСМ им наскучил, и пара перешла к более изобретательному садизму: в результате этого Мими потеряла нерожденного ребенка, а Оскар стал калекой. Почти все фильмы Поланского, особенно в его лучшие годы, про Сатану, и «Горькая луна» — не исключение. Любовь тоже имеет дьявольскую сторону: выпусти этого демона — и он разрушит не только тех, кто дал ему свободу, но и тех, кто случайно оказался рядом, вроде неудачливого попутчика господина Оскара.
Жестокая игра
THE CRYING GAME, 1992
Полутриллер, полудрама ирландца Джордана — любителя мрачных перверсий и будущего автора «Интервью с вампиром». Группировка ИРА берет в заложники чернокожего солдата-британца (Форест Уитакер), которому постепенно начинает сочувствовать тюремщик (любимый актер Джордана Стивен Ри). Всё, что выльется из этой странной симпатии, — история уже не про британско-ирландский конфликт, а про посттравматический синдром, который свел вместе двух непохожих людей. С одной стороны — террорист, давший слабину, прячется от бывших коллег и пытается заглянуть в прошлое своей жертвы. С другой — подружка жертвы, загадочная красотка с экзотической внешностью. И, как выясняется, у них есть еще кое-что общее — не просто так на саундтреке звучит главный хит Боя Джорджа.
Небесные создания
HEAVENLY CREATURES, 1994
Многие подростки бегут от мира взрослых, скрываясь в вымышленных мирах, но немногие заходят так далеко, как новозеландские школьницы Полин и Джулиет. Сначала родители снисходительно относились к дружбе девочек, придумавших себе сказочное королевство и вместе собиравших открытки с кинозвездами, потом забеспокоились, а затем уже пришлось звать на помощь священника и психолога, уверенно пообещавшего: гомосексуальность можно вылечить, если изолировать Полин и Джулиет друг от друга. Красочно снятый будущим режиссером «Властелина колец», этот сюжет, основанный на реальной истории из пятидесятых, рассказывает о том, что случается, когда идеальный придуманный мир встречается с реальным — полным непонимания и предрассудков.
Рассекая волны
BREAKING THE WAVES, 1996
Бесс — юродивая с распахнутыми глазами, которая умеет разговаривать с богом. Ян — ее муж, рабочий на нефтяной платформе в Северном море. Когда в результате аварии на производстве Ян оказывается парализован, Бесс решает, что должна пожертвовать собой ради его излечения. Это первая часть трилогии Триера «Золотое сердце», снятая еще в те времена, когда он верил в бога — жестокого, сурового, но способного на чудо. «Рассекая волны» — библейская история о том, что бог есть любовь, но режиссер далек от благодушной трактовки новозаветного афоризма. Чудо можно заслужить страданием, считает фон Триер, и в финале его фильма небесные колокола звонят панихиду по неупокоенной душе Бесс.
Баффало 66
BUFFALO ‘66, 1998
Билли Браун только что откинулся из тюрьмы, где провел пять лет по ложному обвинению. Теперь у него две цели: навестить родителей и застрелить футболиста, продавшего игру в финале национальной лиги. Для первого Билли берет в заложницы танцовщицу Лейлу, которая должна изобразить его жену. Лейла не только выполняет эту задачу, но и дальше покорно следует за Билли повсюду, пока этот депрессивный нарцисс щеголяет талантами и кричит о своем одиночестве. В интервью Винсент Галло утверждает, что в каждом своем фильме изо всех сил ищет герою повод не застрелиться — в «Баффало 66» спасением для него в итоге оказывается именно героиня Риччи. После полуторачасового скитания по грязному индустриальному городу только она укроет в объятьях бесприютного героя.
Криминальные любовники
LES AMANTS CRIMINELS, 1999
Юная Алиса, следуя афоризму Жана Кокто, считает, что любви не бывает, а есть только доказательства любви. По такому поводу она подговаривает своего бойфренда Люка убить школьного плейбоя Саида, который якобы ее домогался. После выполнения задуманного молодые люди отправляются в лес, чтобы спрятать труп, — но тут на них набредает угрюмый лесник со склонностью, как выяснится позже, к каннибализму. История разворачивается с ног на голову несколько раз: сначала преступники становятся жертвами, потом кровавая сказка про Гензеля и Гретель превращается в очень странное подобие любовного треугольника.
Дискосвиньи
DISCO PIGS, 2001
Марк и Шинейд в роддоме лежали в соседних кроватках, а потом жили в соседних домах: их спальни разделяла тонкая стенка с невидимым для взрослых тайным окошком. Всю жизнь они были вместе — но теперь им по шестнадцать, и что-то начинает ломаться. Детский язык, который придумали себе Свин и Свинка, уже кажется нелепым, подростковые шалости превращаются в хулиганские выходки, подпадающие под уголовный кодекс. Реальность взрослой жизни вторгается в детский мир, где для счастья достаточно держать друг друга за руки тайком от родителей и мечтать о космических приключениях, сидя на огромном пустынном пляже. В свой общий семнадцатый день рождения Шинейд и Марку приходится сделать выбор: либо повзрослеть, обманув себя и друг друга, либо остаться на этом пляже навсегда.
Источник: wonderzine